Международные встречи как фактор сближения молодежи разных национальных формирований, культур и религий

Загрузка ...

Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Международные встречи как фактор сближения молодежи разных национальных формирований, культур и религий



План выступления

1. Введение

2. Формирование толерантности как необходимый фактор становления молодежи в глобальном мире

3. IV Международный молодежный фестиваль «Русский язык и современные коммуникации» в стране «КОМПЬЮТЕРиЯ»

4. Заключение


           Введение


                Как никогда в настоящее время, время глобализации и потрясений мы поняли необходимость международных контактов, открытости особенно среди молодежи.

      Не сразу и не вдруг, казалось бы, дружественные в недалёком прошлом страны перестали понимать друг друга, а нас стали считать агрессорами.

   Идёт настоящая массированная борьба за мировоззрение молодых. И мы не должны в ней проиграть. Необходимо наверстать беспечно упущенное в плане идеологии время как при непосредственном общении, так и общении в виде информационных технологий.

      Все хотят справедливого мироустройства, а вот в чём справедливость, какие ценности в приоритете у нашей молодёжи и какими будут взаимоотношения с молодым поколением других стран, зависит от международных контактов разного уровня и в первую очередь от прямых контактов в молодёжной среде.

     Положительный пример советского времени - международные пионерские лагеря Артек, Орлёнок, которые сдружили многотысячные отряды ребят; высшие учебные заведения – Институт Дружбы народов, МГУ, МГИМО и др., которые принимали студентов из разных стран. Завязывались дружеские контакты. В результате некоторые представители старшего поколения разных стран до сих пор помнят русский язык. В их памяти СССР остался дружественной справедливой страной. К сожалению, это поколение уходит, а за новое идёт идеологическая борьба, в том числе и основанная на пропаганде западных ценностей: «всё покупается, всё продаётся».

     Задачей РФ в сфере межгосударственных отношений XXI века и является содействие международным контактам различных категорий населения, прежде всего молодежи, специалистов в гуманитарной и иных сферах человеческой деятельности. Ежегодно по программам молодежного и академического обмена, на научные стажировки, конференции, семинары, учебу и т.д. в различные страны мира стали выезжать миллионы человек. Это развивает культурные и экономические связи между государствами, способствует общему научно-техническому прогрессу человечества, повышению уровня мировой цивилизации.

      В настоящее время Россия активно вовлекается в процесс глобализации образования и науки, расширяются её международные гуманитарные контакты, чему способствуют преобразования, совершившиеся в российском обществе в последнее десятилетие. Наша страна становится все более открытой для внешних контактов и связей не только на уровне государственных ведомств и учреждений, но и для рядовых граждан, в том числе школьников, студентов, молодых специалистов.

           

     Формирование толерантности как необходимый фактор становления молодежи в глобальном мире

       Многие представители молодого поколения стремятся получить не только образование, но и реализовать свой творческий потенциал, утвердиться в своем индивидуальном проявлении, способствовать научно-техническому прогрессу. Однако образование никогда не должно быть односторонне интеллектуальным, исключительно теоретическим. Одновременно с получением образования необходимо формирование мировоззрения, правильная ценностная ориентация.

        Вопросы мультикультурализма, диалога, толерантности, коммуникативной компетентности выходят в этой связи на первый план.

      Многонациональные коллективы способствуют созданию условий для осуществления межкультурного диалога, ведущего к взаимопониманию людей, а также к взаимообогащению культур, формированию толерантного отношения к представителям иных народностей, рас и конфессий. Межкультурный диалог способствует сближению этнических групп и лиц различных национальностей, вероисповеданий, выходу за рамки национальной и религиозной принадлежности, формированию общих, межкультурных традиций, образа жизни, преодолению проявлений национальной ограниченности, эгоизма и местничества.

         Потребность формирования толерантности на основе ведения межкультурного диалога у молодежи выступает как важная и актуальная задача.

    Известным способом сближения представителей разных этнических групп в молодежном коллективе является их межнациональное общение. Проблемность общения в молодежном многонациональном коллективе определяется тем, что процесс коммуникации выступает здесь как конкретное выражение внутриколлективных отношений. Оно обусловлено общими и специфическими для молодёжного коллектива условиями личных и групповых контактов.

      К общим условиям можно отнести процессы социализации и инкультурации индивида, в ходе которых он овладевает историческим опытом народа, социальной группы, коллектива, духовно-идеологическими и нравственными ценностями, образом жизни, языком и др. Специфические условия личных и групповых контактов делают возможным получение знаний в различных научных и профессиональных областях.

   Особенность межкультурного диалога состоит в том, что в процессе коммуникации взаимодействуют молодые люди, обладающие помимо индивидуальных особенностей, также национальными особенностями. Данная тенденция носит обоюдный характер.

        С одной стороны, иностранная молодежь, обучающаяся в Российской Федерации, овладевает не только русским языком, но также получает общегуманитарную подготовку, способствующую знакомству с культурными традициями русского народа, его историей, особенностями менталитета.

         С другой стороны перед российской молодежью открывается возможность ближе познакомиться и узнать национальные особенности представителей иных народов и континентов, их образ жизни, специфику мифологического и религиозного мировоззрения, особенности художественного творчества и мн. др.

      Такой подход дает возможность создать целостную картину всего воспитательного процесса и в то же время позволяет определить стратегическую линию совершенствования учебной деятельности в целом, эффект воздействия проводимой работы на развитие мировоззренческих и личностных качеств многонациональной молодёжи.

       Важной составляющей осуществления глобальной задачи формирования мировоззрения путём дружеских международных контактов являются встречи небольших групп ребят из разных стран, например городов-побратимов, учебных заведений и др.

         Таковыми стали уже традиционные встречи на Тверской земле в стране КОМПЬЮТЕРиЯ.

          

        IVМеждународный молодежный фестиваль «Русский язык и современные коммуникации»в стране «КОМПЬЮТЕРиЯ»

                  Эти встречи проводятся ежегодно в августе в молодёжном лагере КОМПЬЮТЕРиЯ в 5 км. от пос. Медное.

        Первый международный фестиваль собрал более 200 участников из 16 стран, второй - примерно 100 человек из 9 стран мира. Третий Детский международный фестиваль собрал ребят из Чехии, России, Ливана, Франции, Ирландии, США, Туниса, Сербии, Германии, Словакии, Словении и Швейцарии.

     В этом году вновь состоялся уже IV международный молодёжный фестиваль «Русский язык и современные коммуникации» в составе около 200 человек.Встретились ребята из России, Чехии, Ливана, Германии, Словакии, Словении, Австрии и Швейцарии. Впервые приехали ребята из Испании.

        Немецкий город-побратим Торжка Мелле был представлен на фестивале в количестве 10 человек (среди них двое руководителей-сопровождающих группы).

       С 1991 года русский город Торжок и немецкий Мелле связывают тесные дружеские связи как на уровне администраций городов так и на уровне молодёжных встреч. 16 августа группа ребят из Мелле из аэропорта «Внуково» прибыла в Торжок, где была расселена по семьям, в которых  живут их ровесники и участники данной встречи. Ребята имели возможность ознакомиться с бытом, кухней, семейными традициями.

       17 августа все собрались у здания администрации города, и началось знакомство с достопримечательностями Торжка. В нашем городе есть, что посмотреть. Осмотрев и сфотографировав центр города, все поехали в музей деревянного зодчества – Усадьбу Василёво, потом в один из старейших русских монастырей - Борисоглебский монастырь, где с обзорной площадки колокольни вновь полюбовались панорамой города. Ребята отведали монастырской кухни и отправились на территорию Новоторжского Кремля.  Затем посетили Дом пояса, музей Золотного шитья профтехучилища. День был очень насыщен впечатлениями. Ребята успели перезнакомиться и подружиться.

        18 августа после отдыха в семьях школьники Торжка и ребята из Мелле присоединились к участникам фестиваля «Русский язык и современные коммуникации»  встранеКОМПЬЮТЕРиЯ.

         Все участники фестиваля подружились уже в первый час своего пребывания в лагере. Главным языком общения по программе фестиваля являлся русский. Независимо от уровня владения языком, дети старались говорить по-русски. Это не всем в равной степени удавалось, но, конечно же, было очень приятно. Мы, преподаватели иностранного языка, были их помощниками.

        В фестивале участвовали дети от 7 до 17 лет. Приветствуя участников, координатор  оргкомитета Фестиваля Кошелев Олег Леонидович отметил, что «участников фестиваля становится все больше и больше. Страна КОМПЬЮТЕРиЯ – это территория дружбы,  любви, сотрудничества, открытости, вольности, образования, движения вперёд».

        Программа фестиваля была очень насыщенной. Каждый день проходил под особым девизом и был организован по-разному. Дети имели возможность заниматься спортом, петь и танцевать, участвовать в театрализованных представлениях. В лагере проводились мастер-классы, флешмобы, конкурсы ремёсел и национальных костюмов. По вечерам после национальной гостиной, просмотра дневника фестиваля на каждый день, проводились дискотеки. В лагерь приезжали заслуженные артисты России, актёры театра на Таганке. На сцене читал свои стихи ВладимирАннушкин, заведующий кафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации, профессор, доктор филологических наук.

       Для участников фестиваля были открыты компьютерные лаборатории. Здесь можно было пообщаться в сети, распечатать всё необходимое для оформления национальных гостиных, создать презентации, подготовить другие электронные и печатные материалы.

      Обучение детей проходило по возрастным группам. Каждая из них имела свою программу обучения. Значительное место в ней уделялось коммуникативным тренингам, истории человеческого общения. Основой программы было обучение русскому языку. В обучении русскому языку эксперты-преподаватели в первую очередь уделяли внимание устному общению, затем дети практиковались в письме: учились писать буквы русского алфавита и простейшие фразы. По окончании занятий проводились занимательные коллективные игры. Языком преподавания был международный-английский.

         Семь человек из города-побратима Торжка Мелле, в т.ч. один из руководителей-сопровождающих, совершенно не говорили по-русски. Тем не менее, после недельного пребывания и обучения в Стране КОМПЬЮТЕРиЯ, общения с российскими сверстниками, немецкие ребята уже произносили некоторые бытовые слова и фразы по-русски.

            Последний день фестиваля завершился удивительным флешмобом: около 200 святящихся шариков было выпущено в небо – невероятное зрелище! Все участники фестиваля загадали свои желания, которые, непременно сбудутся. Не обошлось без песен и танцев у огромного костра и дискотеки.

             Неделя, проведенная в стране КОМПЬЮТЕРиЯ, ежегодно становится событием в жизни детей и взрослых разных стран мира.

         25 августа немецкая молодёжная делегация Мелле и школьники Торжка побывали в Твери, где прогулялись по набережной Волги, сфотографировались у памятника Афанасию Никитину, вкусно поели в Макдональдсе и сделали необходимые покупки в одном из лучших торговых центров Твери.  

        26 августа немецкая молодёжная делегация покидала город Торжок. Немецкие ребята и их сверстники из Торжка прощались у здания городской администрации. Дети делились своими впечатлениями от увиденного, пережитого, радостью завязавшихся дружеских контактов. Обнимались со слезами на глазах, обменивались телефонами, сувенирами с надеждой на новую встречу в будущем году. Примечательным было то, что ребята очень не хотели расставаться и долго стояли и беседовали у автобуса. Водителю пришлось основательно понервничать, пока последний представитель немецкой молодёжной делегации не занял своё место в автобусе. И даже после того, как автобус тронулся, немецкие ребята из окон автобуса показывали русским сверстникам знаки внимания, а те долго не хотели расходиться.

          

            Заключение

            Важность вопроса межнациональных отношений для современного мирового общества сегодня трудно переоценить, так как при изучении практически любых социальных проблем данный аспект имеет первостепенное значение. В последний год мир столкнулся с новыми реалиями в области межнациональных отношений, такими как активизация миграционных потоков из стран «ближнего зарубежья» (Россия), из Сирии (Западная Европа). Как следствие - рост национализма, который в ряде
 случаев приводит к нарушению единого социокультурного пространства.
    Молодежь – это динамичная социальная структура, во многом отвечающая на социоэкономические и политические изменения во «взрослом» обществе. Напряженность в сфере межнациональных отношений негативно сказывается на воспитании, что, к сожалению, приводит к потенциальным проблемам – ксенофобии и экстремизму в молодёжной среде.

         Формирование благоприятного отношения к представителям другой национальности и культуры необходимо начинать с раннего возраста, что немаловажно, последовательно продолжая во всех учебных заведениях.

    Популяризация позитивных представлений о разных культурах и народах, улучшение качества преподавания гуманитарной составляющей образования, является одним из средств предотвращения ксенофобии среди молодежи, а также гармонизации межэтнических отношений.

         Поэтому международные молодёжные встречи имеют цель - сформировать у молодёжи высокую культуру межличностного и межнационального общения.

         Образовательная среда должна способствовать тому, чтобы каждый из участников встреч знал не только историю своего народа, но вместе с тем, уважительно относился к другим культурам.